Чтобы выявить, где и как происходит поражение древесины насекомыми техническими вредителями и другими биологическими агентами, нужно проследить путь от мест ее заготовки — предприятий до мест переработки. На каждом этапе заготовки, транспортировки и хранения действуют определенные факторы, влияющие на заселенность древесины насекомыми, ее сортность и качество.
Результаты такого исследования и наблюдения показали необходимость принимать меры профилактики и защиты на всем пути транспортировки лесоматериалов из леса к потребителю.
В не тронутом хозяйственной деятельностью лесу источником размножения вредных насекомых является заселенный ими естественный и патологический отпад. В нормально развивающемся северном таежном лесу текущий отпад составляет от 0 до 3% в ельниках-черничниках и от 0 до 3,4% в сосняках-беломошниках. Заселенность отпада короедами и усачами, другими стволовыми насекомыми достигает 50-100%. В сосняках ежегодный отпад распределен относительно равномерно.
В ельниках черничной группы типов леса в результате появления деревьев, заселенных короедом типографом и другими насекомыми, отпад на пробах может повышаться в отдельные годы до 8,3%. Подобные пульсирующие очаги свежего сухостоя площадью до 0,1—0,2 га хорошо видны при полете над тайгой с преобладанием ели; в результате миграции насекомых в поисках пищи куртины сухостоя как бы «кочуют» по территории из года в год.
Текущий отпад ели в основном представлен ветровалом и буреломом, что обусловлено поражением деревьев корневыми и напенными гнилями. По данным перечетов, ель заражена гнилевыми болезнями на 20% и более. В сосняках отпад обычно вызван ослаблением деревьев в результате общего угнетения или поражения смоляным раком.
Естественная заселенность таежных лесов насекомыми варьирует, ориентировочно, в тыс. шт./га: короед типограф -5—20; полосатый древесинник — до 20; шестизубчатый короед — около 5; большой сосновый лубоед — 0,1-0,2; малый сосновый лубоед -до 55; малый черный еловый усач — 0,2; вершинная смолевка — до 20.
В зоне хвойно-широколиственных лесов текущий отпад ели в насаждениях разного возраста варьирует в пределах 0,1-2,3%; сосны — 0,8-8,3%. Отпад ели здесь обусловлен общим угнетением деревьев (47,2%) и гнилевыми болезнями (20,4%); в сосняках первопричиной текущего отпада являются смоляной рак 15%, корневые гнили — 10%, ветер -3%, различные травмы — 4% и др.
В этой зоне почти весь отпад заселен насекомыми, запас которых составляет, тыс. шт./га: большой сосновый луооед — 1,2-10,4, малый сосновый лубоед — 1,5-52,2; черный сосновый усач – 4- 1,3; короед типограф — 0,3-16,3; полосатый древесинник — 0,4 – З. Из этого становится ясно, что стоит только в лесу оставить на лето незащищенные лесоматериалы, они сразу же становятся объектами заселения названных и сопутствующих им насекомых. Конечно, если в лесу имеются очаги размножения вредителей, опасность соответственно возрастает.
С началом лесозаготовок, особенно в условиях захламления вырубок и других нарушений санитарных требований, численность многих насекомых существенно возрастает. Так, например, на свежих вырубках запас черных еловых усачей составляет 3-12 тыс. шт./га против 0,2 тыс. шт./га вне мест рубок.